

1. Общие положения
1.1. данная инструкция распространяется на водителей погрузчиков (далее – водители или водитель). К работе на погрузчике допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, прошедшие предварительное специальное обучение по профессии и проверку знаний по вопросам охраны труда, сдавшие экзамены в квалификационной комиссии организации, проводившей обучение и получившие удостоверение на право управления погрузчиком.
1.2. водитель, принимаемый на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, быть ознакомленным под роспись с условиями труда, и правилами поведения при возникновении аварий.
1.3. до начала работы непосредственно на рабочем месте водитель должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ в соответствии с Положением об обучении по вопросам охраны труда, действующего в обществе.
1.4. водитель после первичного инструктажа на рабочем месте должен в течение 2-15 рабочих смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного квалифицированного работника, назначаемого приказом или распоряжением.
1.6. во время работы работник проходит:
1.7.при эксплуатации и обслуживании погрузчика на водителя возможно воздействие вредных и опасных производственных факторов. Выделяют такие основные виды опасных факторов, которые могут возникнуть во время эксплуатации и в случае нарушения условий эксплуатации погрузчиков:
1) механические виды опасности, связанные с подъемными операциями погрузчиками и вызванные падением груза, столкновением, опрокидыванием погрузчика вследствие:
2) опасность, вызванная недостаточной механической прочностью составных частей и деталей;
3) опасность, вызванная неправильным выбором цепей, сменных грузозахватных устройств и их неправильной установкой (навеской) на погрузчик;
4) опасность, вызванная неконтролируемым опусканием груза механизмом с фрикционным тормозом;
5) опасность, связанная с действием груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом);
6) механические виды опасности, связанные со составными частями погрузчика, с перемещаемыми грузами и обусловленные формой (острые кромки, режущие элементы, части с острым концом и т.д.), местом установки, массой и устойчивостью( потенциальная энергия частей, которые могут быть урухомлены под действием силы тяжести), массой и скоростью (кинетическая энергия частей во время контролируемого или неконтролируемого движений), ускорением, недостаточной механической прочностью, что может привести к опасным поломкам или разрушениям, накоплением энергии внутри погрузчика (в упругих элементах, в жидкостях, газах, находящихся под давлением), нарушением безопасных расстояний:
7) электрические виды опасности, связанные с электрошоком или ожогами, которые могут привести к травмам или смерти, или вследствие фактора неожиданности, вызванного электрическим ударом-к падению работника по причине:
8) термические виды опасности, приводящие к ожогам, обморожению и другим травмам, вызванным:
9) опасность, вызванная шумом, который может привести к:
10) опасность, вызванная вибрацией, которая может привести к значительным нарушениям здоровья (нарушениям сосудистой и нервной систем, нарушениям кровообращения, заболеваниям суставов и т. д.);
11) опасность, вызванная материалами, веществами (и их компонентами), которые использует или выделяет работающий погрузчик, а также перемещаемыми грузами вследствие:
12) опасность, вызванная пренебрежением эргономическими требованиями и принципами при разработке машин:
13) опасность, вызванная неожиданным запуском, неожиданным превышением скорости и т. д. В результате:
14) опасность, вызванная ошибками производителя при составлении руководства по эксплуатации и т. д;
15) опасность, вызванная поломками во время работы, вследствие:
16) опасность, вызванная падающими предметами (инструментом, деталями погрузчика, вещами обслуживающего и ремонтного персонала и т.д.);
17) опасность, вызванная движением погрузчика, его каретки:
18) опасность, связанная с рабочим местом водителя погрузчика, вследствие:
19) опасность, связанная с системой управления:
20) опасность, связанная с источниками и передачей энергии:
21) опасность, связанная с третьими лицами:
22) опасность, связанная с неблагоприятными природными факторами:
1.8. передвижение погрузчиков по территории предприятия должно осуществляться в соответствии с установленной схемой движения транспортных средств и работников по территории предприятия. На схеме должны быть показаны разрешенные и Запрещенные направления движения, повороты, остановки, въезды и выезды и тому подобное. Схема доводится до сведения всех работников и вывешивается у въезда на территорию предприятия.
1.9.в рабочей зоне погрузчиков не должны проводиться другие перегрузочные работы, проходить пути ручной переноски и перевозки грузов. В рабочей зоне погрузчиков освещения должно быть достаточной яркости. Погрузчики должны быть оборудованы дополнительным освещением, если освещенность зоны работы ниже, чем 32 лк.
1.10. проезды для погрузчиков должны быть свободными, чтобы были обеспечены достаточная обзорность, легкость поворота погрузчиков, не должны иметь значительных спусков и подъемов, низких потолков. Проезды должны быть четко ограничены или обозначены.
1.11. водитель должен работать в надлежащих по нормам спецодежде, спецобуви и средствах индивидуальной защиты.
1.12. водитель обязан:
1.13. водитель должен знать:
1.14. выезд погрузчиков с места стоянки без проверки технического состояния не допускается. Техническое состояние транспорта при выезде с места стоянки и возвращении после работы регистрируется в журнале регистрации транспорта.
1.15. работу на неисправном погрузчике не выполнять.
1.16. погрузчик, имеющий колеса с грузошинами, должен использоваться только на участках с твердым и ровным покрытием, а погрузчик с пневматическими шинами кроме того – на покрытиях из камня (щебня) и выровненных земляных площадках.
1.17. максимальный продольный уклон пути, которым разрешается транспортировка грузов погрузчиками, не должен превышать угла наклона рамы грузоподъемника погрузчика. Рекомендуемый уклон подъема не должен превышать 10%.
1.18. погрузчики с вилочными захватами при транспортировке мелких или неустойчивых грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упирания груза при перемещении.
1.19. погрузчик должен иметь номерной знак и исправный звуковой сигнал, сигнал заднего хода, электрический замок, гидравлическую систему, тормоза и рулевое управление.
1.20.при переводе водителя на погрузчик другой конструкции, с которой он неосведомлен, он должен пройти практическое обучение по управлению погрузчиком данной конструкции в течение не менее одной рабочей смены.
1.21.перед началом работы и после ее окончания водитель, а также лицо, ответственное за техническое состояние погрузчика, обязаны проверить техническое состояние погрузчиков.
Не разрешается эксплуатировать погрузчик, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности.
1.22. водитель обязан, кроме данной инструкции, выполнять Правила дорожного движения в Украине.
1.23. за нарушение требований настоящей инструкции водитель привлекается к ответственности согласно законодательству Украины.
1.24. Водитель должен:
1.25. чтобы предотвратить травмирование и возникновение травмоопасных ситуаций, водителю погрузчика надо соблюдать следующие требования:
1.26. водитель должен соблюдать следующие правила личной гигиены:
2.1. одеть обувь, спецодежду, защитную каску, застегнуть одежду на все пуговицы, так чтобы не было свисающих концов. Волосы спрячьте под головной убор.
2.2. произвести детальный осмотр погрузчика, проверить исправность рулевого управления, тормозов, запорных механизмов, сигнализации, ограждений, плавких предохранителей, аккумуляторов, ремня безопасности (при его наличии). При осмотре аккумуляторов не курить и не пользоваться открытым огнем.
2.3. обязательно проверить, чтобы при снятии ноги с педали механический тормоз автоматически опускался и погрузчик затормаживался с одновременным выключением электрического тока. Контроллер в этом случае не может быть приведен в действие.
2.4. перед выездом показать погрузчик ответственному лицу.
2.5.о неправильной работе тормозов (неполное торможение или недействующее), искрении мотора, контроллера, отсутствии сигнала, о неисправностях рулевого управления и других систем известить непосредственного руководителя и до устранения неисправностей ремонтным персоналом работу не начинать. Делать любой ремонт погрузчика должен только специально-обученный персонал
2.6. Требования к составным частям силовых систем погрузчика с двигателем внутреннего сгорания (далее – ДВС), работающим на сжиженном газе:
1) баллон (или баллоны) для сжиженного газа должен иметь либо стационарное крепление на погрузчике, либо быстросъемное. Баллоны должны быть окрашены в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2) баллоны устанавливаются на погрузчики так, чтобы они были защищены от атмосферного воздействия (прямого воздействия солнечных лучей), в частности от коррозии, и от действия грузов, с которыми осуществляют погрузочно-транспортные операции на этом погрузчике;
3) баллоны должны быть прочно закреплены на погрузчике, а вибрации не должны влиять на систему крепления. Эти требования касаются и дополнительных баллонов, если они устанавливаются на погрузчике;
4) баллоны, как стационарно закрепленные, так и быстросъемные, оборудуются устройством, препятствующим внезапному выделению больших количеств газа, в частности в случае обрыва трубопровода. Устройство для забора топлива из баллона должно быть снаряжено ручным легкодоступным вентилем. Забор топлива следует осуществлять в жидкой фазе, если только баллон и двигатель не оборудованы специально для прямого забора топлива в газообразной фазе;
5) все баллоны должны быть оборудованы:
6) если баллоны устанавливают в закрытом отделении, то оно должно иметь постоянные отверстия в верхней и нижней части для того, чтобы была обеспечена достаточная вентиляция;
7) Если баллоны являются съемными, то их крепление должно быть удобным для манипуляций, а также обеспечивать легкую проверку всей установки после замены баллона;
8) баллоны должны быть установлены на погрузчике так, чтобы отверстие предохранительного клапана всегда было соединено с газовой стороной (верхней частью) баллона. Это может быть достигнуто с помощью чеки, фиксирующей баллон, когда он правильно установлен. Это требование касается и дополнительных баллонов, если они устанавливаются на погрузчике;
9) на случай открытого хранения баллона рекомендовано устанавливать на его присоединительных элементах предохранительные заглушки;
10) соединительные трубопроводы и все вспомогательные элементы топливопроводов должны быть легкодоступными, защищенными от повреждений и срабатывания, а также достаточно гибкими, чтобы не деформироваться в процессе эксплуатации, в частности под воздействием вибрации;
11) топливопроводы должны быть проложены так, чтобы размещенные рядом нагретые части двигателя не вызывали повреждений, а в случае повреждений и вытекания их легко можно было обнаружить;
12) нельзя применять полностью жесткие трубопроводы для соединения баллона с приборами системы питания, установленными на двигателе;
13) гибкие трубки и соединительные элементы топливопроводов должны выдерживать давление 3,0 МПа и заменяться при первых признаках повреждения или разрушения;
14) баллоны и соединяющие их трубопроводы должны быть размещены так, чтобы они не выступали за габарит погрузчика. Соединение баллонов должно быть защищено жестким щитком;
15) все участки топливопровода, содержащие сжиженный газ между двумя запорными вентилями, которые могут быть перекрыты, должны быть оборудованы соответствующим разгрузочным клапаном с целью предотвращения действия чрезмерно высокого давления на такие участки;
16) не применять алюминий для изготовления трубопроводов, которыми подается сжиженный газ;
17) в случае остановки двигателя подача газа должна автоматически перекрываться независимо от того, выключена или нет система зажигания;
18) если предусмотрено несколько баков с разным топливом – многотопливная система питания – она должна быть сконструирована так, чтобы не допускать проникновения топлива из одного бака в другой. Каждый источник топлива (топливный бак, газовый баллон и т. д.) должен быть перекрыт, прежде чем другой источник, который его заменяет, будет открыт;
19) должно быть исключено попадание топлива из предохранительного клапана или указателя уровня жидкости на те составные части погрузчика, которые могут стать источником возгорания;
20) если коррозия какой-либо составной части системы питания может быть причиной нарушения правильного ее функционирования, то эта составная часть должна иметь покрытие, защищающее от коррозии.
2.7.перед тем как начать движение с места стоянки, убедитесь, что это безопасно для других работников, подать предупредительный сигнал и только после этого начинать движение.
2.8. чтобы предотвратить травмирование и возникновение травмоопасных ситуаций, не выезжать на линию при выявлении таких недостатков:
2.8.во время дождя, снегопада и гололеда быть осторожным, при входе в кабину и при выходе из нее. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек.
2.9.при обнаружении неисправностей оборудования и приспособлений погрузчика, средств коллективной защиты, не приступайте к работе с неисправным оборудованием, сообщите своему непосредственному руководителю или другому должностному лицу. Не выполняйте самостоятельный ремонт.
III. Требования безопасности при выполнении работы.
3.1. начинать движение погрузчика только с первой скорости.
3.2. Движение в помещении склада разрешено только при включенном режиме «замедленный ход». Максимальная скорость движения погрузчика по территории, в производственных и других помещениях не должна превышать:
3.3.во время движения быть внимательным, не пользоваться мобильным телефоном и аксессуарами к нему (наушниками).
3.4.при встрече с пешеходами на пути движения предупредить их звуковым сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м, если пешеходы не сходят с дороги, остановить погрузчик.
3.5. обгонять ручные тележки и пешеходов, двигающихся медленно, подав не менее чем за 5 м предупредительный звуковой сигнал. Если дорогу не уступают, не обгоняйте.
3.6.при движении и разъездах со встречным транспортом держаться правой стороны, уступать дорогу автомобилям, пожарному транспорту, машинам скорой медицинской помощи и тому подобное.
3.7. для предотвращения наездов при внезапной остановке транспорта, движущегося впереди, соблюдать во время движения расстояния от него не менее 10 м.
3.8. при движении с места вперед или назад, подъезде под тару – поддон (стеллаж), поднимании и опускании груза, а также во всех случаях, когда есть вероятность неожиданного наезда на человека (например, при поворотах при выезде из – за угла ряда или колонны, проездов в ворота или у двери), необходимо остановиться, подать предупредительный звуковой сигнал.
3.9.при движении погрузчика в шумных местах подавать звуковой сигнал часто и прерывисто.
3.10.при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках опасную зону (зону возможного падения товара) необходимо огородить специальной лентой (цепочкой) с информационной табличкой об опасности. Если работы проводятся в рядах, то необходимо также освободить от людей, оградить цепью и соседний ряд.
3.11. при проезде возле станков, трубопроводов, и другого оборудования, а также вдоль входных или выходных дверей не приближайтесь к ним ближе чем на 0,5 м.
Ширина проезда для погрузчика должна быть при одностороннем движении не менее 1,8 м, при двустороннем – не менее 3 м.
3.12.при незначительной неисправности дороги замедлить движение погрузчика, а при значительных неисправностях дороги вовсе остановить движение данным проездом и немедленно известить об этом руководителя работ.
3.13. если на пути движения погрузчика встречаются переносные лестницы или другие устройства, на которых находятся люди, объезжайте их на расстоянии не ближе 1 м.
3.14. если ширина проезда недостаточна для такого объезда, прекратить движение и требовать освобождения проезда.
3.15. предотвращать попадание воды, краски, смывочно-смазочных веществ в мотор и аккумуляторную батарею.
3.16.если необходимо отлучиться от погрузчика, даже на короткое время, необходимо опустить вилочный захват погрузчика, отключить питание, вынуть из замка контактный ключ.
3.17. чтобы предотвратить травмирование и возникновение травмоопасных ситуаций, надо соблюдать следующие требования:
3.18. поднимать и транспортировать груз только в стандартной таре, приспособленной для погрузчиков, в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилы погрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.
3.19.при перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не дотрагивался до поверхности пути движения.
Если есть возможность падения груза с грузозахватного устройства, требуйте надежного закрепления или увязки груза.
3.20. подъезжать под тару или другой груз на малой скорости; вилы подводить так, чтобы груз располагался относительно них равномерно.
3.21. устанавливать ящики в штабеле по одному (ставить в штабеле одновременно более одного ящика не допускается ).
3.22. перед подниманием и опусканием груза предварительно осмотреть места, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать , с тем , чтобы случайно не задеть выступающие части оборудования; не допускайте присутствия людей под поднятым грузом.
3.23. для транспортировки груза поднимать его на высоту не более 200-300 мм от поверхности пути, а наклон подъемника проводить "на себя» полностью.
Не транспортировать груз при верхнем положении вилочного захвата.
3.24. поднимание и складирование груза делать при условии, что погрузчик стоит на ровной горизонтальной поверхности. Не поднимать, не перемещать груз с помощью только одной вилы погрузчика.
3.25.в случае выполнения работ погрузчиком в автофургоне перед въездом нужно удостовериться, что автофургон стоит на стояночном тормозе, а под колеса подложены упоры для предотвращения непредсказуемого перемещения автофургона.
В случае выполнения работ погрузчиком в автоприцепе, не сцепленном с тягачом, нужно использовать опорные стойки для предотвращения опрокидывания прицепа. Перед тем как погрузчик въедет (или выедет) в полуприцеп, следует убедиться, что указанные опорные стойки установлены в надлежащем положении.
Перед выполнением работ нужно убедиться, что пол автофургона (автоприцепа) выдержит нагрузку от погрузчика, груза и водителя. Состояние пола следует проверять для выявления гнилых досок, дыр и других повреждений.
Не допускается подъем работников на погрузчиках, не имеющих рабочей платформы, специально предназначенной для этого. Не перевозить погрузчиком работников на рабочей платформе.
3.26.во время работы водители должны обращать особое внимание на людей, находящихся в рабочей зоне погрузчика, неподвижные предметы или предметы, передвигающиеся рядом, и в любой момент водители должны обеспечивать безопасность окружающих.
Работникам нельзя находиться или проходить под поднятым грузозахватным устройством погрузчика независимо от того, есть ли на нем груз.
3.27. водители, обслуживающий и ремонтный персонал не должны вносить в конструкцию погрузчика каких-либо дополнений и изменений, которые могут повлиять на безопасное функционирование погрузчика. Не снимать противовес, если он мешает работе в узких местах, а также создает дополнительную нагрузку на рычаги и рулевое управление.
3.28. водители должны использовать погрузчики только по назначению.
3.29.при передвижении под высоко размещенными устройствами, например под светильниками, трубопроводами, противопожарными устройствами и т.д., нужно удостовериться в том, что имеется достаточный просвет (зазор) между этими устройствами и частями погрузчика или грузом.
3.30. перед продвижением через узкие проезды или двери, между штабелями, оборудованием, элементами конструкций зданий и сооружений стоит убедиться, есть ли достаточное свободное пространство для погрузчика, водителя и груза, а также нет ли работников и посторонних людей в рабочей зоне погрузчика.
3.31. если по какой-либо причине каретка подъемного механизма перестает двигаться полозьями и вилочный захват не опускается или не поднимается, прекратить работу и уведомить руководителя работ. Не устранять самостоятельно эти неисправности.
3.32.при осмотре технического состояния погрузчика вилочный захват необходимо опустить в нижнее положение.
3.33. при работе погрузчика с захватно-поворотным устройством для рулонов бумаги выполнять следующие меры безопасности:
3.33.1. перед работой проверить надежность срабатывания устройства.
3.33.2. выгружать из кузова автомобиля (вагона) только рулоны, которые находятся в вертикальном (на торце ) положении.
3.33.3. Захват рулона делать надежно, чтобы исключить его выскальзывание.
3.33.4. захватив рулон отъехать на расстояние, достаточное для поворота, и вернуть устройство в горизонтальное положение.
3.33.5. транспортировать рулон только в горизонтальном положении.
3.33.6.при складировании рулонов подавать предупредительный сигнал.
3.33 .при заключении (разборке) штабелей грузов погрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны проводиться перегрузочные работы.
3.34.под зоной работы погрузчика подразумевается: площадка, которая необходима для его маневрирования при подъезде к месту погрузки или разгрузке и отъезде назад.
3.35. при разборке штабеля подъедьте к нему, при необходимости поднимите вилы, переведите раму в вертикальное положение, осторожно введите вилы в поддон или под груз, наклоном рамы назад оторвите груз от штабеля, задним ходом отъедьте от штабеля, опустите груз до транспортного положения и, осторожно маневрируя с учетом заноса погрузчика, выедите из склада.
3.36. перед въездом погрузчика в узкое место между штабелями, оборудованием, элементами конструкций зданий и сооружений остановите погрузчик и убедитесь в отсутствии людей в зоне его работы.
3.37.при перемещении грузов погрузчиками применять рабочие устройства (вилочные захваты, крюки, ковши и т.п.) В соответствии с технической документацией.
3.38. скорость движения погрузчиков по проездам, рампам складов должна обеспечивать безопасность водителя, рабочих, находящихся на пути движения, а также сохранность груза.
3.39. производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомобиля только сбоку или сзади, не переносить груз через кабину.
3.40.в момент опускания груза в кузов автомобиля следить, чтобы в нем не находились люди.
3.41. соблюдать норму ярусности для тары, не устанавливать в штабель неисправную тару.
3.42. не допускается подъем работников на погрузчиках, не имеющих рабочей платформы, специально предназначенной для этого. Не допускается перевозка погрузчиком работников, кроме случая, указанного в пункте 3.43.
3.43. в случае проведения работ с пребыванием работников на рабочей платформе погрузчика должны быть соблюдены следующие условия:
3.44. погрузчик не должен использоваться для перевозки работников на платформе, кроме небольших перемещений с опущенной платформой, необходимых во время выполнения работы.
3.45. при движении по территории предприятия водитель должен:
3.46. при работе на вилочном погрузчике соблюдайте следующие требования:
3.47. транспортировать грузы разрешается только тогда, когда рама грузоподъемника погрузчика отклонена назад до упора. Захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от Земли не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для электропогрузчика на пневматических шинах и 0,25 м-для автопогрузчика на грузо (резиновых) шинах;
3.48. длинномерные грузы разрешается транспортировать на погрузчике только на открытых территориях с ровным покрытием, при этом способ захвата груза должен исключать возможность его разваливания или падения в сторону. Груз должен быть предварительно надежно увязан в пакет.
3.49. чтобы предотвратить травмирование и возникновение травмоопасных ситуаций не стоять, не двигаться под поднятым грузом и в зоне возможного падения товара.
3.50.при въезде на рампу приема товара остановиться, если на пандусе находится другой погрузчик и пропустить его. Не передвигаться по пандусу одновременно двумя погрузчиками как в одну сторону, так и в противоположную.
3.51.при передвижении по рампе приема товара следить, чтобы колеса не заезжали за обозначенные краской или оборудованный колесо-отбойными устройствами край рампы, поскольку при повороте колеса могут выкатиться за край рампы, а это представляет опасность опрокидывания погрузчика.
3.52. перед захватом поддона с грузом вилочным захватом или пакетов боковыми захватами, убедиться, что масса груза не превышает грузоподъемность погрузчика и груз (или поддон) находится вплотную к грузоподъемной раме.
3.53. перед транспортировкой груза раму отклонить назад до упора, а вилы или стрелу поднимать так, чтобы груз был поднят от Земли на 0,2-0,3 м.
3.54.при возникновении на пути препятствий (порог, пандус и т.д.) Для перемещения груза остановиться, поднять груз выше препятствия на 0,5 м, проехать с поднятым грузом на минимальной скорости, после чего опустить груз на транспортную высоту и двигаться дальше.
3.55.в местах скопления людей, в проходах, при движении мимо дверей и ворот, при выезде из ворот склада или при въездах на уклон заблаговременно замедлить скорость движения (остановиться) и подать звуковой сигнал.
3.56. крупногабаритные грузы, которые перевозятся на вилах или стреле погрузчика во избежание раскачивания и падения, крепить к грузоподъемной раме специальными легкосъемными обвязками.
3.57. при использовании удлинителей на вилах, которые позволяют перевозить крупногабаритные грузы, масса груза не должна превышать указанные в технической инструкции в зависимости от расположения центра тяжести груза относительно грузоподъемной рамы.
3.58. если при подъеме груза задние управляемые колеса отрываются от Земли, то груз срочно опустить.
3.59.к месту захвата или укладки груза подъезжать на пониженной скорости, не тормозить резко погрузчик при гололедице, на мокрой и скользкой площадке, поскольку резкое торможение может привести к заносам или переворачиванию погрузчика.
3.60. при укладке груза необходимо поднять груз на 0,3-0,4 м выше места укладки, подвести погрузчик к штабелю, перевести раму в вертикальное положение, плавно опустить груз на штабель, или площадку и, включив задний ход, вывести вилы из поддона, не выворачивая колеса опустить вилы, отклонить раму назад и вывести погрузчик из состав. Не проводить движение с поднятыми нагруженными или пустыми вилами.
3.61. все операции по подъему, опусканию вил и наклону рамы проводить осторожно, без рывков.
3.62. перемещение грузов больших размеров (которые перекрывают дорогу) водитель погрузчика может выполнять при наличии лица, сопровождающего погрузчик и указывающего дорогу и подающего сигналы. Лицо, сопровождающее погрузчик не должно находиться в зоне возможного падения товара. Если груз имеет большой объем и уменьшает видимость при переднем ходу, необходимо передвигаться задним ходом.
3.63. при недостаточном освещении зоны захвата, укладки груза и пути его перемещения светильниками и фарой погрузчика, остановить работу и поставить требование непосредственному руководителю работ улучшить освещение.
3.64. Не допускать нахождения людей под поднятым грузом или возле него, а также на грузе, который перемещаете и на противовесе для увеличения грузового момента погрузчика.
3.65.при появлении подозрительных шумов, скрежета, треска в механизмах и узлах погрузчика или отказе тормозов прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.
3.66. Ящики, предназначенные для установки в несколько ярусов, устанавливайте только на площадках с твердым покрытием (забетонированные, заасфальтированные и т.д.). Не устанавливать ящики в несколько ярусов на рыхлом грунте и снегу.
3.67.при перемещении груза резко не тормозить. Следить за размещением груза и в случае угрозы его выпадения из захватов остановить погрузчик и принять необходимые меры.
3.68.при заезде и выезде с предприятия (склада), следить за тем, чтобы рама грузоподъемника не трогала дверные проемы подвешенные трубопроводы, электрические провода и тому подобное.
3.69. буксировку неисправных погрузчиков осуществляйте в соответствии с Правилами дорожного движения Украины.
При вынужденной остановке погрузчика на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию.
3.70.при остановке (стоянке) погрузчика оставляя его, выполнять все меры против самовольного его движения.
Если погрузчик стоит даже на незначительном поклоне, дополнительно подставить под колеса упорные колодки.
На спусках и подъемах, где Способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, погрузчик ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность его самопроизвольного движения.
3.71. перед подачей погрузчика обратно убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-то препятствий.
Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного осмотра сзади (из - за груза, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения работника для организации движения.
3.72. при работе на погрузчиках не допускается:
3.73.при окончании работы опустить вилочный захват погрузчика отключить питание, вынуть из замка контактный ключ, сдать ключ и сделать соответствующую запись в журнале.
3.74. курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.
3.75. условия и факторы при которых работа должна быть прекращена:
3.76.при передвижении по помещению, территории и по лестнице быть внимательным и осторожным. Быть особенно осторожным во время дождя и после влажной уборки.
3.77. Порядок уведомления администрации о несчастном случае:
4.1. после окончания работы водитель погрузчика обязан:
4.2. обтирочные материалы, промазанную ветошь и мусор изъять из погрузчика в безопасное место (металлические ящики).
4.3.при обнаружении течи смазки из гидросистемы, неисправностей и поломок в механизмах или других частях погрузчика сообщите руководителю работ и лицу, ответственному за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту погрузчика.
4.4. вынуть ключ из замка зажигания (не оставлять погрузчик с ключом в замке зажигания).
4.5. снять и почистить спецодежду, средства индивидуальной защиты и положить их в шкаф.
4.6. вымыть руки и лицо или принять душ.
4.7.при выявлении недостатков в работе оборудования и средствах коллективной защиты сообщить непосредственному руководителю или иному должностному лицу лично или при невозможности сообщить по телефону.
5.1. признаками аварийной ситуации являются: утечка в топливной системе питания; утечки рабочей жидкости из гидроцилиндра подъема груза и гидроцилиндров наклона рамы грузоподъемника, травление газа.
При поломке или неисправности погрузчика, угрожающей безопасности водителя или окружающих людей (особенно при неисправности тормоза, рулевого управления, гидравлической системы и звукового сигнала, искрении мотора и контроллера), немедленно прекратите работу и сообщите об этом руководителю работ, своему непосредственному руководителю, по их указанию отправьте электропогрузчик на ремонт.
5.2.при аварии, или если произошел несчастный случай водитель должен выключить оборудование, немедленно обратиться в медицинский пункт предприятия, сообщить о случившемся непосредственно руководителю работ или другому должностному лицу. Не трогайте погрузчик с места, сохраняя обстоятельства происшествия.
При рассыпании груза, падении штабеля остановить погрузчик, поставить его на тормоз, выключить двигатель собрать и надежно закрепите груз на платформе.
Неисправный погрузчик брать на буксир исправной машины с помощью специальных устройств, о чем предварительно доведите до сведения руководителя работ, своего непосредственного руководителя. Буксировать погрузчик, толкая или ударяя одной машиной о Вторую, не допускается.
5.3.если возникла ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю необходимо огородить опасную зону и не запускать в нее посторонних лиц. Если есть пострадавшие оказывать им первую домедицинскую помощь, при необходимости вызвать скорую помощь.
5.4. оказание первой домедицинской помощи.
5.4.1. Предоставление первой кврачебной помощи при поражении электрическим током.
При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания. При отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса необходимо делать ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
5.4.2. Первая домедицинская помощь при ранении.
Для оказания первой домедицинской помощи при ранении необходимо вскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, содержащийся в нем на рану и завязать ее бинтом. Особенно важно применять настойку йода при загрязненных ранах.
5.4.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах.
При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, палкой, картоном.
При предусмотренном переломе черепа необходимо приложить к голове холодный предмет или сделать холодную примочку.
При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.
5.4.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами.
При попадании кислоты на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть водой на протяжении 15-20 мин. после этого поврежденную кислотой поверхность обмыть 5%-ным раствором питьевой соды. При попадании на слизистую оболочку глаз кислоты необходимо глаза тщательно промыть водой в течение 15-20 мин. После этого промыть 2% - ным раствором питьевой соды.
5.4.5. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.
При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя отрывать пузыри. При I в. обожженное место обработать ватой, смоченной этиловым спиртом. При ожогах II в. обожженное место обрабатывают спиртовым, 3%-ным марганцевым раствором. При ожогах III в. накрывают рану стерильной повязкой и вызывают врача.
5.4.6. Первая помощь при кровотечении.
Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо приподнять раненую конечность вверх;
Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом, если кровотечение остановилось, то не меняя наложенного материала, поверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненое место;
При сильном кровотечении, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, питающих раненную область, при помощи сгибания конечностей в суставах, а также пальцами, жгутом или закруткой; при большом кровотечении необходимо срочно вызвать врача.
5.5.в случае возникновения пожара, немедленно приступить к его тушению. Отключить электричество. Помнить, что горящую электросеть, электроприборы следует тушить только углекислотными, порошковыми огнетушителями, песком. Организовать эвакуацию людей и материальных ценностей из опасной зоны. При необходимости вызвать пожарную помощь по тел. 101, организовать встречу прибывающих пожарных подразделений.