

1.1. инструкция по охране труда (далее – инструкция) разработана согласно требованиям законодательства Украины и устанавливает правила выполнения работ и поведения работника на территории предприятия, в производственных и служебных помещениях, и на рабочем месте в соответствии с государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда.
1.2. действие инструкции распространяется на водителя автотранспортных средств или работников, которые в своей работе используют автотранспортное средство (далее – водитель).
1.3. водитель обязан знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры”.
1.4. В зависимости от конкретных условий организации производственного процесса, а также в связи с допущенными авариями и несчастными случаями, в инструкцию могут вноситься изменения и дополнения, которые выкладываются на отдельном листе за подписью руководителя соответствующего структурного подразделения.
1.5. инструкция является обязательным для выполнения нормативным документом для водителя.
1.6. к выполнению работ, проводимых водителем, допускаются лица, которые:
1.7. водитель обязан:
1.8. в процессе работы на водителя возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов:
1.9.на данных работах водителю выдается бесплатно по установленным нормам специальная одежда и другие средства индивидуальной защиты.
1.10. для предотвращения возникновения пожара на автомобиле соблюдать следующие правила:
1.11. во время выполнения своих обязанностей водитель должен соблюдать требования санитарных норм и личной гигиены:
2.1. ознакомиться с условиями, характером и объемом работ, которые будут выполняться.
2.2. подготовить автомобиль к работе.
2.3. проверить и надеть спецодежду, средства индивидуальной защиты.
2.4. Проверить путем внешнего осмотра наличие соответствие рабочей зоны требованиям безопасной работы:
2.5.при выявленных неисправностях в работе и средств коллективной защиты известить непосредственного руководителя и не приступать к работе с неисправным оборудованием.
Во время выполнения работы водитель обязан:
3.1. соблюдать безопасное проведение работ и правила охраны труда, пожарной безопасности. В процессе работы соблюдать:
3.2. на линии во время управления водитель должен:
Перед подачей автомобиля обратно водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей и каких-либо препятствий.
3.4.перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требовать, а владелец обязан выделять работника для организации движения автомобиля.
3.5. выбирать скорость движения необходимо с учетом путевых условий, обзорности и видимости, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
3.6.во время остановки (стоянки) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять все меры против самопроизвольного его движения: остановить двигатель, установить рычага переключения передач в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом.
3.7.если автомобиль стоит даже на незначительном поклоне, следует дополнительно подставить под колеса упорные колодки.
3.8.на спусках и подъемах, где Способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, транспортные средства следует ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность их самопроизвольного движения.
3.9. выходя из кабины автомобиля, водитель должен предварительно убедиться в состоянии поверхности (наличие выбоин, скользкости, посторонних предметов и т.п.), а при выходе на проезжую часть дороги – еще и в отсутствии движения как в попутном, так и встречном направлениях.
3.10.во время постановки транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работы следует приняты меры, предупреждающие самовольное движение транспортного средства.
3.11. ящичный и другой искусственный груз следует укладывать так, чтобы во время движения (сдвиге с места на крутых поворотах, резком торможении) он не мог перемешиваться по полу кузова. В случае наличия зазоров между отдельными местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки. Тару с жидкостным грузом устанавливают пробкой кверху.
3.12. стеклянную тару с жидкостями следует перевозить только в специальной упаковке, ее необходимо устанавливать вертикально (пробкой кверху). Не устанавливать груз в стеклянной таре один на другой (в два ряда) без соответствующих прокладок, защищающих нижний слой от разбивания во время движения.
3.13. пильные грузы следует перевозить в закрытых кузовах, при этом следует принять меры, исключающие их распиливание во время движения.
3.14. водитель и рабочие, занятые на перевозке, погрузке и разгрузке пильных грузов или химических веществ, должны быть обеспечены соответствующими средствами индивидуальной защиты.
3.15. водитель должен соблюдать следующие правила:
3.16. полуприцепы следует загружать, начиная с передней части, а разгружать – с задней части.
3.17. погрузочно-разгрузочные работы в охранных зонах воздушных линий электропередач следует выполнять только после проведения целевого инструктажа и оформления наряд-допуска, который выдается организацией, ответственной за выполнение работ.
3.18. Кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки контейнеров должен быть очищен от посторонних предметов, а также снега, льда, мусора и тому подобное. Кровля контейнеров также должна быть очищена грузоотправителем (грузоприемником) от снега, мусора и других предметов.
3.19. во время транспортировки контейнеров водитель обязан соблюдать следующие меры:
3.20. ответственность за состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок несут владельцы предприятий, которые их эксплуатируют.
3.21. при размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), не менее 1,5 м.
3.22. если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то следует предусматривать расстояние между зданием и задней частью автомобиля не менее 0,8 м.
3.23. расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
3.24. во время погрузки (разгрузки) грузов с эстакады, платформы, рампы, высота которых равна высоте пола кузова, автомобиль может подъехать плотно к ним.
3.25.в случае разной высоты пола кузова автомобиля и платформы, рампы, эстакады необходимо использовать трапы, перекладки и тому подобное.
3.26. эстакады, платформы, рампы для проведения погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей следует оборудовать ограждением, указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами. В случае их отсутствия въезд на эстакады, платформы, рампы не разрешается.
3.27. водителям, грузчикам и другим лицам во время стоянки, не отдыхать и не спать в кабине, салоне автомобиля с работающим двигателем.
3.28. придерживаться:
3.29. лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования экспедитора по вопросам безопасности.
3.30. водитель обязан проверить соответствие сборки, размещения и надежность крепления грузов и тентов на транспортном средстве требованиям безопасности, а в случае выявления нарушений – требовать от лица, ответственного за погрузочные работы, ликвидировать их.
3.31. груз должен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:
3.32. маневрирование транспортных средств с грузом после снятия с них крепления не допускается.
3.33. не выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту транспортных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных машин.
3.34.во время участия в колонне из двух и более автомобилей в рейсе для совместной работы на срок более двух суток водитель должен выполнять требования лица, назначенного руководителем для всей группы автомобилей.
3.35. буксировку неисправных автомобилей следует осуществлять только на жестком буксире. Расстояние между автомобилями должно быть не более 4 м. Во время буксировки за рулем буксируемого автомобиля должен находиться водитель.
3.36. курение разрешается только в специально отведенных для этого местах.
3.37. условия и факторы при которых работа должна быть прекращена:
3.38.при передвижении по помещению, территории и по лестнице быть внимательным и осторожным. Быть особенно осторожным во время дождя и после влажной уборки.
3.39. Порядок уведомления администрации о несчастном случае:
4.1.после окончания работы убрать место проведения работ, автомобиль поставить на место стоянки.
4.2.при необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, которые принадлежат устранению.
4.3. инвентарь, спецодежду и средства индивидуальной защиты опорядить и поместить в отведенное для них место.
4.4.не мыть руки в смазке, бензине, керосине, не вытирать их грязным тряпьем. Вымыть руки с мылом, по возможности принять душ.
4.5.при выявлении недостатков в работе автомобиля, оборудования и средствах коллективной защиты сообщить непосредственному руководителю или иному должностному лицу лично или при невозможности сообщить по телефону.
Признаки возможных аварийных ситуаций:
5.1. в случае дорожно-транспортного происшествия, причастные к нему должны:
5.2. в случае создания аварийной ситуации во время проведения ремонта и технического обслуживания необходимо:
5.3.в случае вынужденной остановки автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию и установить знак аварийной остановки или красный фонарь на расстоянии не ближе 20 м к транспортному средству в населенных пунктах и 40 м – за их пределами.
5.4.в случае отсутствия у водителя необходимых устройств и инструмента для безопасного выполнения конкретного вида работ ремонт не проводить.
5.5. Не допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров и т.п.).
5.6. в случае вынужденного ремонта в дорожных условиях необходимо:
5.7.во время буксировки не я перевозить людей, как в первом, так и во втором автомобиле.
5.8. не буксировать: во время гололеда, двух и более автомобилей одновременно, автомобилей с прицепом.
5.9. в виде исключения допускается буксировка автомобиля с одним прицепом, но общая длина сцепленных автомобилей не должна превышать 22 м.
5.10. буксировка автомобилей с неисправной тормозной системой разрешается лишь в том случае, когда обеспечивается следование буксируемого автомобиля по следам буксирующего и исключается отключение звена, соединяющего автомобили, во время движения (жесткое сцепление).
5.11. оказание первой доврачебной помощи.
5.11.1. Предоставление первой помощи при поражении электрическим током.
При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания. При отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса необходимо делать ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца .
5.11.2. Первая помощь при ранении.
Для оказания первой домедицинской помощи при ранении необходимо вскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, содержащийся в нем на рану и завязать ее бинтом. Особенно важно применять настойку йода при загрязненных ранах.
5.11.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах.
При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, палкой, картоном.
При предусмотренном переломе черепа необходимо приложить к голове холодный предмет или сделать холодную примочку.
При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.
5.11.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами.
При попадании кислоты на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть водой на протяжении 15-20 мин. после этого поврежденную кислотой поверхность обмыть 5%-ным раствором питьевой соды. При попадании на слизистую оболочку глаз кислоты необходимо глаза тщательно промыть водой в течение 15-20 мин. После этого промыть 2% - ным раствором питьевой соды.
5.11.5. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.
При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя отрывать пузыри. При I в. обожженное место обработать ватой, смоченной этиловым спиртом. При ожогах II в. обожженное место обрабатывают спиртовым, 3%-ным марганцевым раствором. При ожогах III в. накрывают рану стерильной повязкой и вызывают врача.
5.11.6.Первая помощь при кровотечении.
Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо приподнять раненую конечность вверх;
Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом, если кровотечение остановилось, то не меняя наложенного материала, поверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненое место;
При сильном кровотечении, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, питающих раненную область, при помощи сгибания конечностей в суставах, а также пальцами, жгутом или закруткой; при большом кровотечении необходимо срочно вызвать врача.
5.5.в случае возникновения пожара, немедленно приступить к его тушению. Отключить электричество. Помнить, что горящую электросеть, электроприборы следует тушить только углекислотными, порошковыми огнетушителями, песком. Организовать эвакуацию людей и материальных ценностей из опасной зоны. При необходимости вызвать пожарную помощь по тел. 101, организовать встречу прибывающих пожарных подразделений.